Информация для ученика

Причины неуспеваемости школьников 

 

Основные причины неуспеваемости школьников:

 — здоровье ребенка;

— отношений с родителями, учителями, взаимоотношения с товарищами;

— адекватность требований предъявляемых к ребенку;

— мотивация к учебе.

Здоровьем школьника должны заниматься соответствующие лечебные учреждения, при этом нужно, чтобы взрослые (родители и учителя) обратили внимание на болезненные состояния ребенка и направили к врачам. Проблемы отношений с взрослыми — это очень сложный вопрос. Вначале следует обратить внимание на семейные отношения, на социальные условия проживания ребенка, внимание к его учебе.

Самыми сложными классами для ребенка являются 1 и 4 (5) класс. Поэтому необходимо уделять учебному процессу больше внимания, при необходимости помогать советами и, если нужно спокойно и доходчиво объяснять учебный материал.

Первый класс особенно труден для детей мало подготовленных, не привыкших к дисциплине. Хорошо, если ребенок в дошкольном возрасте посещал детский сад, либо какие-то кружки, где обучался чему-либо, т.е. привык к ответственному поведению и обучению.

Переход от начального образования (4 — 5 класс) труден, как переход от одного учителя к разным педагогам по дисциплинам с разными требованиями и своими особенностями. Школьник зачастую теряется в этом многообразии, делает ошибки, просчеты, сложность обучения повышается, многое становится непонятным, понижается самооценка. Правильное поведение родителей и педагогов может исправить такое положение, уделив ребенку достаточное внимание.

 Неуспеваемость школьников и учитель

Педагог-профессионал, который уделяет много внимания своим ученикам и при этом создает доброжелательную обстановку в классе — что может быть лучше. Ученики стараются быть достойными внимания такого человека — хорошо учатся. Взаимоотношения между учениками в классе, могут сильно влиять на успеваемость учащихся.

При нормальных отношениях и при мотивациях большинства учеников направленных на учебу, класс считается сильным, и, как правило, большинство ребят хорошо учатся. Если же взаимоотношения плохие и мотивации у детей разные, то и ждать от учебы в таком классе хорошего не приходится, и это, в первую очередь должно привлечь внимание преподавателей и школьных психологов.

Неуспеваемость школьников и родители

Родители нередко предъявляют к ребенку необоснованные требования — они хотят, чтобы их дети были отличниками любой ценой, при этом нанося ребенку непоправимый вред. Дети могут обладать разными способностями, у них могут быть различные интересы, ребенок может быть талантлив в одной области и неспособен в другой, поэтому может учиться неровно.

Неуспеваемость – это результат нашего невнимания, безразличия, нашего «авось само пройдёт”. Опыт показывает: вовремя и правильно изжитые трудности не только позволяют ребёнку нормально учиться, но и сохраняют его физическое и психическое здоровье.

Многообразие причин неуспеваемости затрудняет деятельность учителя по их выявлению, и в большинстве случаев учитель выбирает традиционный способ работы со слабоуспевающими учащимися – дополнительные занятия с ними, состоящие в основном в повторении пройденного учебного материала. При этом чаще всего такие дополнительные занятия проводятся сразу с несколькими отстающими учащимися. Однако, эта работа, требующая большой затраты времени и сил, оказывается бесполезной и не даёт желаемого результата.

Для того, чтобы работа со слабоуспевающими детьми стала эффективной, надо прежде всего выявить конкретные психологические причины, мешающие полному усвоению знаний каждым учеником. Итак, почему неуспевающие дети – это «вечная” проблема школы?

Психологические причины лежащие в основе неуспеваемости, можно объединить в три группы:

  1. Недостатки познавательной деятельности учащихся.
  2. Недостатки развития мотивационной сферы детей.
  3. Недостатки развития речи, слуха и зрения учащихся.

Неуспеваемость, связанная с неадекватными способами учебной работы, может носить ярко выраженный избирательный характер и проявляться только по отношению к отдельным учебным предметам. Если не обратить внимания на неправильные навыки и приёмы учебной работы, они могут закрепиться и привести к стойкому отставанию школьника в учёбе. Неуспевающие учащиеся характеризуются недостаточной сформированностью основных психических процессов. Эта психологическая причина неуспеваемости считается более скрытой. По этой причине возникают трудно выявляемые ошибки и промахи учеников, и они относятся чаще всего к мыслительным приёмам и способам работы, а также к особенностям памяти и внимания учеников.

Мышление является важнейшим среди психических процессов, влияющих на обучаемость школьников. Именно недостатки в развитии мышления, а не памяти и внимания являются распространённой психологической причиной неуспеваемости школьника.

Психологи рассматривают интеллектуальную пассивность как следствие неправильного воспитания и обучения, когда ребёнок не прошёл в течение жизни до школы определённый путь умственного развития, не научился необходимым интеллектуальным навыкам и умениям.

Причина, которая может вызывать дефекты познавательной деятельности и тем самым влиять на успеваемость учащихся – это неадекватное использование учащимися своих устойчивых индивидуально психологических особенностей. Среди основных свойств нервной системы учёные выделяют силу и подвижность, как наиболее исследованные и заметно влияющие на обучение человека особенности. Человек со слабой нервной системой отличается невысокой работоспособностью, неустойчивостью по отношению к посторонним раздражителям.

Выделяются следующие виды учебных ситуаций, которые затрудняют деятельность учащихся со слабой нервной системой:

Длительная напряжённая работа (слабый быстро устаёт, теряет работоспособность, начинает допускать ошибки, медленнее усваивает материал.)

Ответственная, требующая эмоционального, нервно– психического напряжения самостоятельная, контрольная работа.

Ситуация, когда учитель в высоком темпе задаёт вопросы и требует на них немедленного ответа.

Работа после неудачного ответа, оцененного отрицательно. Работа в шумной, неспокойной обстановке.

Работа после резкого замечания, сделанного учителем.

Работа под руководством вспыльчивого и несдержанного педагога.

Когда требуется быстрое переключение внимания с одного вида работы на другой.

Выполнение заданий на сообразительность при высоком темпе работы.

В связи с этими причинами учащиеся со слабой нервной системой в школе чаще оказываются в менее выгодном положении и чаще встречаются среди неуспевающих. Несформированность у школьника положительной устойчивой мотивации к учебной деятельности может стать ведущей причиной слабой успеваемости. Несформированность мотивационной сферы отрицательно влияет на способность к усвоению знаний, и в итоге может быть нанесён тяжёлый моральный ущерб личности ребёнка. Однако в благоприятных педагогических условиях она может быть своевременно компенсирована за счёт развития других положительных сторон личности ученика и, прежде всего, за счёт его старательности и высокой работоспособности.

При разработке путей преодоления неуспеваемости, важное значение имеет изучение тех изменений, какие происходят в личности ученика под влиянием педагогических воздействий. Создавая ситуацию успеха, педагог способствует формированию у детей положительного отношения к процессу учения. В настоящее время из детей, поступающих в первые классы, практически здоровы 20-25%; 30-35% страдают хроническими заболеваниями уха, горла, носа; 8-10% имеют нарушения зрения, у 15-20 отмечаются различные нарушения нервно– психической сферы. Более половины детей воспитываются в неблагоприятных микро социальных условиях. Нет ничего удивительного в том, что дети с таким здоровьем приспосабливаются к обучению в школе труднее, чем их более благополучные сверстники. Все эти факторы могут быть причинами неуспеваемости школьников. Среди неуспевающих школьников начальных классов имеются дети с различными нарушениями речи. Речь – одна из центральных, важнейших психических функций. Она оказывает огромное влияние на формирование психических процессов ребёнка и на его общее развитие. Развитие мышления в значительной мере зависит от развития речи. Речь лежит в основе овладения грамотой и всеми другими дисциплинами. Речь играет большую роль в регуляции поведения и деятельности ребёнка на всех этапах его развития. Именно при помощи речи устной и письменной ребёнку предстоит усвоить всю систему знаний.

Неуспеваемость некоторых обучающихся обусловлена так называемыми астеническими состояниями. В процессе работы у таких детей быстро наступает утомляемость, нервное истощение, возникают головные боли. В результате этого нарушается работоспособность, наблюдается ослабление памяти, внимания, дети плохо сосредотачиваются при выполнении задания, либо отвлекаются.

Все это создаёт для ребёнка реальные затруднения в обучении. Они выражаются в том, что дети с астеническими состояниями, несмотря на отсутствие локальных речевых расстройств, испытывают трудности в процессе овладения чтением, письмом, счётом. При чтении они часто теряют строку, не выделяют предложений, не делают смысловых ударений. В письме допускают разнообразные ошибки: не дописывают буквы и слова, соединяют несколько слов в одно, пропуская при этом отдельные буквы и слоги. При нарастании утомления и отсутствии спокойных условий работы продуктивность учебной деятельности снижается. Часто из-за боязни ответить неправильно обучающиеся вовсе отказываются отвечать. У некоторых детей мала продуктивность работы. Они не могут сосредоточить внимание на выполняемых заданиях и постепенно становятся неуспевающими учащимися. Эти физически ослабленные дети обычно не пользуются авторитетом в классе и служат предметом насмешек. Всё это приводит к потере интереса к школьным занятиям, к недисциплинированности.

Неуспеваемость школьников может быть вызвана и другими причинами. Важно определить зону ближайшего развития ребёнка, то есть то, что он в состоянии понять и усвоить сам при минимальной помощи взрослого, а также то, как относится ребёнок к предлагаемым ему задачам. Каждый педагог обязан знать о причинах неуспеваемости школьников и по мере сил должен стремиться делать так, чтобы в школе было как можно меньше слабоуспевающих школьников.

Дата обновления страницы: 23.07.2021